Начинающие инвесторы всегда стремятся вложить деньги в предприятие, с которым они уже знакомы. Так, Coca-Cola, Apple и Газпром не теряют своей привлекательности даже в самые трудные времена. Но не каждая из них действительно приносит хорошую прибыль инвесторам. Крупные гиганты нередко оказываются еще скупее банковских депозитов и приносят всего 4-6%, в то время как венчуры способны дать свыше 100% за один год.
Какие акции выбирать для заработка и спокойствия
Традиционно, для быстрого увеличения капитала рекомендуют выбирать молодые компании, стоимость которых динамично растет. Но важно понимать, что многие стартапы слишком уязвимы и часто не разворачиваются в полную силу, а иногда и просто закрываются. Поэтому консервативные инвесторы отдают предпочтение «голубым фишкам» — крупным корпорациям, которые работают уже много лет.
Но единственно верный и эффективный подход – это комплексная оценка бизнеса:
- Расчет его рыночных мультипликаторов и активов;
- Географического расположения и политики страны, в которой оно находится;
- Оценка руководства и перспектив дальнейшего развития.
Бесспорно, сделать это нелегко. Особенно, если вы не намерены покупать компанию целиком и вести переговоры «с глазу на глаз». Но и у мелких инвесторов есть возможность достоверно оценить фирму и ценность акций, полагаясь на информацию из открытых источников.
Как оценить бизнес за 30 минут
Понять, чего стоит компания, можно и дистанционно. Обычно для этого используют такие показатели, как рыночные мультипликаторы. Рассчитать их несложно, а информацию они дают весьма значимую:
- EBIDTA – один из популярнейших мультипликаторов, который подразумевает прибыль до выплаты налогов, процентов и амортизационных затрат. Фактически, он показывает потенциал компании и ее способность к зарабатыванию денег;
- EV – истинная стоимость бизнеса. Она определяется суммой прибыли и долговых обязательств. Несложно понять, что если прибыль 300 млн в год, а долг – 500, то привлекательность для вложений невысокая;
- P/BV – отношение стоимости одной акции к приходящимся на нее активам компании. Это ничто иное, как фактическое подкрепление цены, наличие под ней твердой почвы. Не стоит вкладываться в фирму, у которой этот мультипликатор больше 1;
- P/E – это отношение оценочной стоимости бизнеса к его доходу. Например, стоит фирма 200 млн. долларов, а в год зарабатывает 20. Ее P/E=200:20=10. Это значит, что свою стоимость она окупит через 10 лет. И это неплохой показатель.
Используя информацию из открытых источников, вы можете достоверно оценить компанию и перспективы вложения в нее. Только вот используете ли вы мультипликаторы на практике? Поделитесь своим опытом в комментариях.